Картина называлась «Спокойный день в конце войны»: над ней студент режиссерского факультета ВГИКА Никита Михалков работал ровно 55 лет назад под Тарусой (в качестве режиссера и одного из сценаристов).

В съемках были заняты Наталия Аринбасарова, Сергей Никоненко, Александр Кайдановский, Юрий Богатырев, Лев Дуров, Валентин Смирнитский. Отличный кастинг для дипломного фильма вгиковца! Позже перечисленные выше актеры не раз сыграют у мэтра российского кино.

Сюжет фильма: в белорусской деревне солдат (Сергей Никоненко) пытается сохранить картины, за которыми охотятся фашисты. В качестве укромного места парень выбрал церковь, стоящую на краю поля.

Ассистентом художника на проекте был Александр Адабашьян (тогда он учился на 4-м курсе Строгановки). Вот что он вспоминает:
Каждый день рано утром мы с оператором Коржихиным искали заброшенную церковь, как того требовал Михалков, непременно — в чистом поле. Нам научно объяснили, что это невозможно: церковь испокон веков строили в центре деревни. Церковь мы все-таки нашли: в чистом поле недалеко от села Вознесенье под Тарусой в Калужской области. Правда, она была окружена совершенно ненужными деревьями, четыре из которых засохли. Приехавшее районное начальство разрешило валить только два дерева, но мы отважились спилить все четыре.

Трудностей киногруппе хватало. Эпизод купания Адалат (её сыграла Наталия Аринбасарова) снимали на Оке в движении: оператор с камерой расположился на плоту. Но из-за сильного течения плот накренился, и оператор выпустил камеру из рук. Та упала в воду и утонула. Как ее ни искали, найти так и не смогли. Пришлось посылать в Москву за новой. Съемки фильма длились с перерывами с 25 мая до 8 сентября 1970 года и обошлись в 83 945 рублей (стоимость примерно 10 автомобилей «Волга» ГАЗ-21 в 1970 году). Потом две недели шел монтаж. После нескольких показов начальству ленту порезали и перемонтировали. 24 декабря её приняли в Госкино и выплатили Никите Михалкову гонорар в 1176 рублей (примерно 10 среднемесячных зарплат в стране в то время).
.jpg)
Церковь, вокруг которой и разворачиваются события в фильме, находится в урочище Введеньё в километре от села Вознесенье Тарусского округа. За полвека село, в котором она была построена, исчезло. Жители переехали в Вознесенье, стали прихожанами тамошнего храма.


Москвич Виктор Фиронов изучает заброшенные церкви в российской глубинке. В нынешнем году он побывал у храма, в котором Никита Михалков снимал ленту «Спокойный день в конце войны». Путешественник любезно предоставил Нике ТВ фотографии из той поездки.

Сколько «заброшек» я посетил! Всякий раз именно корни берез, разрастаясь, проникали вглубь храма и обваливали его… Они даже в стены прорастают,
— замечает на канале «Дедушка Максима» в Дзене Виктор Фиронов.

Один из священнослужителей Тарусы пояснил Нике ТВ, что у Введенской церкви окашивают территорию, недавно убирали лишние деревья. Настоятеля у церкви нет, так как нет села вокруг: не для кого её восстанавливать…
В 1968-м году Никита Михалков приезжал в Калугу с лентой «Я шагаю по Москве», где сыграл главную роль. После ее показа в кинотеатре «Пионер» (ныне — Никитский храм Калуги) он пошел с друзьями на экскурсию в только что открывшийся Государственный музей истории космонавтики имени Циолковского. Его пребывание в областном центре запечатлел оператор Юрий Трофимов.
Позже Никита Сергеевич посещал Калугу в качестве участника двенадцатого кинофестиваля «Золотой Витязь». 1 июня 2003 года он получил гран-при фестиваля за документальную дилогию «Отец» и «Мама». В репортаже «Первого канала» в тот день Михалкова ошибочно протитровали именем отца.

В последние годы Калуга становилась гастрольной площадкой для передвижного фестиваля «Метаморфозы». Калужане могли посетить лекции, мастер-классы, выставки и спектакли, созданные в творческой лаборатории Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова.
Телерадиокомпания «Ника» поздравляет Никиту Сергеевича Михалкова с 80-летием и шлёт пожелания здоровья, как у космонавтов! Мы Вас любим и ждём! Приезжайте в Калугу!
Комментарии