12:24, 24 Мая 2018

Быть частью компании. Для чего нужна корпоративная культура

По разным экспертным оценкам, сегодня в нашей стране не так много компаний, которые серьезно подходят к вопросу развития корпоративной культуры. Пропорциональное соотношение организаций со сформированной культурой против тех, кто не занимался этим вопросом, выглядит примерно так: российские компании — 20% к 80%, западные — 70% к 30%, восточные — 90% к 10%.

Так что же это за относительно новое для нашей страны явление — корпоративная культура? И для чего она нужна? Определение звучит так: корпоративная культура — это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которая определяет, как должны работать и вести себя люди в данной организации.

Среди HR-директоров крупных корпораций распространено мнение, что корпоративная культура — это своеобразный «слепок» с «первого лица» компании. То есть она отражает ценности основателя, директора. Если он честный, открытый и, к примеру, не боится трудностей, то он несет эту культуру в массы. И стремится набирать в компанию людей, обладающих подобными качествами. Со временем это сформировывается в ценности компании, а они и представляют собой корпоративную культуру.

А как у нас?

Интересный опыт в этом плане есть у мобильного оператора Tele2. Сегодня на территории нашей страны это российская компания, но не будем забывать, что изначально родом она из Швеции. А ведь на Западе, как мы помним, корпоративная культура, — это основы основ любой компании.

Ценности компании достались в наследство от основателя — Яна Стенбека, и остаются неизменными вот уже несколько десятилетий, помогая компании сохранять свою корпоративную культуру. К слову, сотрудники называют их Tele2Way.

Что представляют собой ценности Tele2 — это 6 характеристик. Они включают:

  • Открытость. Честность и открытость лежат в основе общения. Сотрудники работают в команде и всегда делятся своим опытом, навыками и знаниями.
  • Гибкость. Коллеги в Tele2 реагируют и действуют быстро. В компании любят изменения и всегда стремятся достигать большего, а также внимательно следят за потребностями клиентов и меняются в соответствии с ними.
  • Бережливость. В Tele2 всегда инвестируют с умом и тщательно следят за расходами, подвергая сомнению любые затраты.
  • Действие. Компания всегда в центре событий. Сотрудники инициативны и предлагают решение, а не проблему.
  • Вызов. В Tele2 всегда бросают вызов трудностям, невозможному и самим себе. Смелость — принцип сотрудников. В компании принимают решения, на которые другие не отваживаются, и никогда не сдаются.
  • Качество. Просто — значит качественно. В Tele2 никогда не ставят под угрозу ожидаемое качество.

В чем же успех этих правил? Почему они не «наносные», не искусственные, а настоящие и, мало того, постоянно упоминаются сотрудниками и используются в работе?

Маркетолог калужского филиала Tele2 Юлия Колесникова говорит: «Во-первых, ценности оператора понятны и близки абсолютному большинству — руководствуясь именно такими принципами живут миллиарды людей в мире. Во-вторых, они просты. Вкупе все это дает мощный эффект. Люди хотят следовать принятым правилам, им удобно это делать. А компания от этого только выигрывает. Ведь благодаря этому очень высоко взаимопонимание людей из разных отделов, проектов и даже регионов».

Слова Юлии подтверждает директор по работе с персоналом макрорегиона «Центр» Tele2 Екатерина Елисеева: «Ценности Tele2Way — это не только рабочие правила, но и жизненные принципы всех сотрудников».

Екатерина рассказывает, что для развития, укрепления и поддержания в коллективе ценностей компании реализуются такие проекты:

1. Тренинги Tele2Way. Амбассадоры компании — сотрудники, которые давно работают и могут поделиться своим опытом, проводят мастер-классы, в ходе которых рассказывают о том, что значат ценности, а также проводят тренинги на развитие командного духа. Они сами дорабатывают тренинг под изменяющуюся стратегию компании, учат новичков, причем на добровольных началах. Амбассадоры Tele2 — это каста опытных и высоко вовлечённых сотрудников, готовых в свободное от работы время делиться опытом и знаниями. По словам Екатерины, культура передачи ценностей компании самими сотрудниками друг другу очень сильна, и напрямую влияет не только на вовлеченность персонала (показатели по вовлеченности за 2017 год, по исследованиям компании Korn Ferry Hay Group (KFHG) бьют мировые показатели), но и напрямую влияет на бизнес-показатели компании. Так, в 2017 году, Tele2 стала единственным сотовым оператором, растущем по абонентам и выручке на телеком-рынке. И это результат сильной команды.

Как отметила директор калужского филиала Tele2 Елена Николаева, в регионе за 2017 год в тренингах Tele2Way приняло участие больше четверти штата. Привлекают для таких мероприятий в основном, новых сотрудников или — раз в три года — тех, кто работает давно.

2. Второй проект — Walk The Talk. Суть его в том, что сотрудники Tele2 стараются посмотреть на то, что они делают, глазами абонента: пробуют, тестируют, пользуются сервисами компании. Участвуют в проекте все коллеги. Результаты тестирования загружаются на специальный портал с указанием тематики и направления — работа сайта, продукты, салоны связи и другое, а ответственные сотрудники проверяют данные и при необходимости вносят доработки в предложения оператора.

Такой подход делает рабочие процессы быстрыми и эффективными, позволяет компании развиваться и меняться к лучшему, говорит Елена Николаева.

В завершении хочется сказать, несмотря на то, что корпоративная культура у нас развита далеко не во всех компаниях, но все же, начало положено. Да, сегодня при устройстве на работу кандидаты больше интересуются обязанностями и размером оплаты, но не уточняют о том, какие ценности приняты в компании. К слову, на западе — этот вопрос для соискателей не менее важен, чем оплата. Однако, все меняется очень быстро. И тенденции показывают, что скоро доля компаний, которые развивают и работают над корпоративной культурой, начнет расти.

Нашли опечатку
в тексте?
Выделите
её мышкой!
И нажмите

Комментарии