С 12 октября по 30 декабря 1941 года Калуга была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Город как один из ключевых форпостов на Московском направлении имел большое стратегическое значение.
Отступая из Калуги в конце декабря 1941 года, фашистские войска взорвали Центральную электростанцию и вывели из строя тепловую электростанцию (ТЭЦ) Машиностроительного завода. Перед калужанами остро встал вопрос, как в кратчайшее время дать городу электроэнергию.
В январе 1942 года калужские электротехники использовали станцию Лесозавода как приспособление для запуска дизельного двигателя. Его обнаружили в здании Машиностроительного завода. Введение в работу ТЭЦ на заводе позволило вдохнуть в освобожденный город жизнь.
С Центральной электростанцией дела обстояли намного сложнее, поскольку были серьезно разрушены главное здание, паровые котлы и градирня. В 1946 году огромными усилиями удалось восстановить первый котел, а во второй половине 1947-го- еще один. Главное здание восстановили только в 1948 году.
Если Калуга была оккупирована немцами несколько месяцев, то юго-западные районы нынешней Калужской области — более двух лет. В 1941 году в Людинове система электроснабжения была полностью эвакуирована в Свердловскую область. Только в 1943 году после освобождения города от захватчиков началась масштабная работа по строительству воздушных линий.
17 сентября 1943 года Красная армия полностью освободила калужскую землю от немецко-фашистских войск. Война нанесла огромный урон электрификации края. Из-за отсутствия квалифицированного персонала восстановительный период был трудным. Однако именно послевоенные годы стали точкой отсчета большой энергетики Калужской области.
Комментарии