140 лет назад в Москве была издана книга В. В. Ханыкова «Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 года». В этой книге есть интересный раздел, с которым мы хотим вас познакомить.
«Суеверия некоторых простолюдин Калужской губернии»:
- В святки, еще на моей памяти (автор), упражнялись в гаданиях, наряжались в хари (надевали маски), но коляды не знали (не колядовали).
- Верили, что духи (или, так называемые, домовые) откармливали лошадей. Приносили им из других домов овес и сено, и лошадей тех же по капризам мучали, уносили у них корм, поэтому простолюдины ставили кружку с киселем в слуховые окна для таких духов.
- 18 числа августа (по старому стилю) почти все поселяне купали лошадей и водили их к церкви. Это остаток языческого поверья, еще до принятия Христианства, в честь языческого бога Хаураури.
- На Красную горку (во вторник после святой Пасхи) и на Семик (Троица умерших, восточнославянский праздник) приносили на могилы погребенных родственников блины, ватрушки и яйца.
- Накануне 24 июня (по старому стилю) женщины и девки сходились на игрища и отправлялись искать клады.
- Еще верили в русалок, поэтому Троицкую неделю называли русалочьей. На сам день Троицы после обеда женщины и девки ходили в лес завивать венки и по возвращению кидали их в воду, мечтая: чей венок поплывет, та девица выйдет замуж или останется жива весь следующий год, а женщины и девки, чьи венки потонут, ожидали смерти в будущем году.
- Посещая малые ярмарки, например, в Петров день, кидали в колодец деньги, зеленый лук, яйца и прочее.
- Большинство мельников считались колдунами, всякая болезнь или несчастие новобрачных положительно приписывались их искусству.
- Колдуны заговаривали лихорадки, кровотечение, укус змеи и прочее.
- Еще верили, что колдуны, уже мертвые, встают в саванах, и ходят к тем, кому вздумают отомстить. Для усмирения неугомонных из них вбивали в их могилу осиновый кол.
- Еще верили, что на свете есть трава-разрыв, от которой отпираются любые замки, и есть трава, с помощью которой можно приворожить к себе кого угодно.
- Еще верили простолюдины, что в понедельник что-нибудь начать или куда-нибудь выехать — опасно и безуспешно. Также неудачу путники ожидали, если навстречу им попадались поп, монах, заяц или водовоз с пустой посудой.
Давайте посмотрим облик калужан на старинных фотографиях.
Гостиные ряды:
Старый торг (видна церковь в городском парке):
Скорее всего, Работный дом на современной улице Труда:
1910 год. Воробьевка:
1910 год. Ремонт Каменного моста:
1916 год. Улица Парижской коммуны:
Узнаваемо ведь? Площадь Старый торг:
Аптека в Гостиных рядах:
1878 год. Губернская почта (собственно, там и сейчас почтовая контора):
Калужане гуляют в праздник. Окраина, возможно — Подзавалье:
Видна церковь Жен Мироносиц, а значит это территория уже бывшего Колхозного рынка:
Угол современных улиц Театральной и Дзержинской. В бывшем магазине Софронова сейчас магазин «Люжанэ»:
Мало-Архангельский переулок (Гостинорядский):
Старый торг:
Каменный мост:
Стрелка Ленина-Московская:
Садовая, современная Кирова, водонапорная башня:
Площадь Новый торг (современная Театральная площадь):
Снова Старый торг (сквер Ленина сейчас):
Угол современных улиц Карпова и Ленина:
Современная улица Кутузова:
Улица Садовая (Кирова, район Театральной площади):
Ярмарка на Сенной площади (современный Сквер Мира), 1910 год:
Напоследок небольшой словарь калужского простолюдина из той же книги «Летопись калужская…»:
- А — буква выговаривается часто, как Я, например Ванькя вместо Ванька.
- Анамнясь — несколько дней назад
- Баранъ — рукомойник из глины
- Баить — говорить
- Воронокъ — темное пиво
- Ворошить — трогать
- Домовина — гроб
- Зякать — кричать
- Казюлька — змея, ехидна
- Карачун — черт, демон, злой дух
- Кулуга — лужайка
- Пуня — сарай для сена
- Руда — кровь
- Тешить — доить, вместо «доить корову» говорят — тешить корову.
- Чуфиснуть — поклониться в ноги
- Шатун — черт
- Ягодами называют только землянику!
Засим, до встречи!
Сергей Сычев
Комментарии