Однажды Калуга встала в один ряд с Римом и Константинополем

15 Ноября, 20:30

 

 
Удивительное событие это произошло благодаря одной из калужских достопримечательностей, которая у нас постоянно перед глазами, но значение которой мы не очень хорошо понимаем.

Речь идет о Троицком кафедральном соборе — первом в России здании с безопорным куполом, внутренний диаметр которого составлял 17 метров.

По нынешним временам это немного, но в конце XVIII начале XIX веков главный Калужский храм встал пусть и не вслед за собором апостола Петра в Ватикане и Святой Софией в Константинополе, но в одном ряду с ними.

Поводом для строительства собора стало получение Калугой губернского статуса. В 1776 году Калуга становится центром наместничества и город перестраивается по новому плану. Этот план предполагал, что торговая, мещанская часть города как бы окружала собою ансамбль присутственных мест, спланированный Петром Романовичем Никитиным. Пристутственные места были административным центром, центром принятия решений. А присутственные места в свою очеред окружали, как бы защищали собою главное сооружение — Троицкий собор.

То, что именно он понималось как средоточие городской жизни, говорит хотя бы тот факт, что именно здесь хранилось 11 знамен Калужского ополчения, сражавшегося с наполоновской армией в Отечествоенной войне 1812 года. В том числе знаменитое знамя, спасенное унтер-офицером Семеном Старичковым в сражении при Аустерлице.

Но главное место в соборе занимали святыни духовные — список чудотворной иконы Божией Матери Калужской, в честь которой был освящен южный предел храма и иконостаса работы московского мастера Дмитриева, созданный по рисункам художника Казакова.

К сожалению в 1924 году к мнению ученых, в частности к словам академика Преображенского, говорившего об уникальности этого шедевра и в 1924 году иконостас был утрачен.

Но несмотря на многочисленные утраты собор сам по себе является уникальным: купол, покоящийся на четырех столбах, вделанных в стены; 70-ти метровая колокольня, соединенная с храмом галереей — все это делает произведение Ивана Денисовича Ясныгина шедевром русской храмовой архитектуры.

В советские годы судьба собора складывалась трудно — два раза его пытались разрушить: в двадцатые годы, но тогда помешали соображения экономического характера и позже в годы Великой Отечественной войны.

За годы советской власти храм побывал кинотеатром, выставкой, спортзалом, здесь даже размещался зверинец. Шрамы того времени можно найти в соборе и до сих пор в тех уголках, куда еще не добрался капитальный ремонт.

Все эти годы в храме, под его алтарем покоились трое епископов Русской Православной Церкви, служившие когда-то в этом храме: владыки Евлампий, Николай и Григорий. Возможно по их молитвам в конце восьмидесятых храм, хотя и с большими трудами, но начал приобретать свой первоначальный вид.

Первым признаком наступивших изменений стала реконструкция часов. Привезенные из англии в 1819 году они были безвозвратно утрачены. Но в 1988 трое калужских часовщиков Медведев, Цух и Красиков смогли их создать заново. Этот механизм и служит калужанам до сих пор.

Постепенно преодолевая сопротивление властей храм возвращался к жизни. Главным событием, означавшим возвращение главного собора Калужской епархии к своему служению стало освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 июня 1999 года.

Разорванная цепь времен прервалась, сегодня Свято-Троицкий кафедральный собор снова является центром духовной жизни Калужской земли. Колокольным звоном он призывает нас на молитву. Бегом часовых стрелок напоминает о скоротечности жизни. Его росписи напоминают нам о том, каким и зачем Бог сотворил этот мир. В храме снова пребывает список чудотворной иконы Божьей Матери, и отсюда же с нею начинаются крестные ходы. И судьбы людей, нашедших здесь средоточие своей жизни, снова обретает смысл.