Многие пророческие идеи основателя теоретической космонавтики К. Э. Циолковского наглядно продемонстрированы в фантастическом художественном фильме 1935 года «Космический рейс». Циолковский выступил в роли соавтора сценария и главным научным консультантом кинокартины. Просмотр этого советского довоенного «блокбастера» вряд ли может оставить равнодушным современного зрителя, который с интересом относится к космической тематике.
Это третья публикация из нашего спецпроекта «Космохроника Калуги», посвященного 60-летию первого полёта человека в космос. В этой рубрике мы рассказываем об интересных фактах, объединяющих калужский край с космонавтикой. По этой ссылке вы найдёте первую публикацию, здесь — вторую. А сейчас мы продолжим свой рассказ о калужском гениальном учёном — Циолковском.
В центре сюжета фильма «Космический рейс» — седовласый профессор Павел Иванович Седых, внешне смахивающий на Константина Эдуардовича (наверное, не случайно). Вместе с остальными членами космической команды — ассистенткой другого профессора, научного оппонента Седых по фамилии Карин и юным изобретателем Андреем он отправляется на Луну на собственноручно сконструированном огромном ракетоплане «Иосиф Сталин». Во время путешествия космонавты пережили опасные приключения и успешно вернулись на Землю.
Режиссер картины Василий Журавлев в одном из выпусков программы «Очевидное — невероятное» в 1983 году поделился воспоминаниями о съемках. Идею пригласить знающего консультанта Журавлеву подбросил великий Сергей Эйзенштейн. Перебирая в памяти возможных кандидатов на эту роль, Журавлев вспомнил о Циолковском, сюжет о котором он видел ранее, когда работал в отделе кинохроники. Режиссер написал ученому письмо в Калугу с предложением принять участие в создании фильма. Вскоре пришел ответ. Циолковский дал согласие и пригласил съемочную группу к себе домой, но предупредил: дайте знать о своем приезде не раньше, чем за десять дней, и приходите ко мне не раньше, чем в 10 часов утра. Еще Циолковский попросил кинематографистов захватить с собой недорогую матерчатую куклу.
По словам Журавлева, Константин Эдуардович отнесся к роли консультанта с исключительной серьезностью и скрупулезной точностью. Для съемок калужский ученый сделал несколько десятков чертежей ракетопланов. А с помощью оговоренной куклы в подробностях показал членам съемочной группы, как будет реагировать человек на те или иные условия при космическом полете.
Циолковский же был преподавателем. Объясняя что-то, он всегда смотрел в глаза, как бы спрашивая: понял или не понял. Такая замечательная деталь,
— вспоминал режиссер.
Удивительно, но почти за 30 лет до первого полета в космос фильм во многом точно передал технические детали и особенности космического путешествия. И это заслуга во многом «калужского мечтателя» Циолковского, вымерявшего все детали фильма. В «Космическом рейсе» присутствует, пожалуй, только один очевидный, с позволения сказать, огрех с точки зрения верности предсказания характера полетов: это наклонный старт космического корабля после разгона с огромной эстакады. Корабли, как известно, стартуют вертикально — именно так они способны максимально быстро и успешно преодолеть плотные слои атмосферы. Инженеры-конструкторы в 1950-х годах рассматривали возможность старта космического корабля с эстакады, но в дальнейшем эта идея была признана бесперспективной.
Выше всяких похвал в фильме показаны передвижения космонавтов в невесомости: для 1935 года подобные съемки были поистине революционными. Но здесь заслуживает самой высокой оценки не столько техническое воплощение на экране состояния людей в невесомости, сколько в принципе абсолютно точно предсказанный характер телодвижений в условиях, о которых люди того времени могли знать исключительно в теории. И здесь в очередной раз можно снять шляпу перед провидцем Циолковским, который безошибочно определил характерную пластику плавающего в безвоздушном пространстве тела.
А кадры прыгающих по лунной поверхности советских космонавтов удивительным образом похожи на эпохальные съемки, которые спустя 35 лет представит американское НАСА — да-да, те самые съемки, на которых звездно-полосатые астронавты скачут на реальной поверхности Луны. Циолковский знал, что притяжение Луны составляет шестую часть земного и совершенно точно предсказал «воробьиные», как он их сам называл, движения людей на лунной поверхности. Советские кинематографисты, в свою очередь, очень точно технически воплотили предположения Циолковского на экране: прием с матерчатой куклой сработал на все сто.
Еще одна любопытная идея в фильме — это противоперегрузочные ванны, которые принимали космонавты. Циолковский хоть и неверно предположил конкретный способ снятия перегрузок, но зато предугадал, что покорители космоса столкнутся в полетах с физическими трудностями, для преодоления которых потребуются дополнительные технические решения.
Необходимое наличие скафандров на человеке, отправляющегося в космос, — очередное попадание Циолковского в «яблочко». И внешне они весьма напоминают реальные скафандры, сконструированные несколько десятков лет позднее. Кроме того, калужский гений верно предсказал, что на корабле космонавтам скафандры не понадобятся, и необходимый уровень кислорода будет поддерживаться системами жизнеобеспечения летательного аппарата.
Космонавты, оказавшиеся на Луне, переговариваются между с собой с помощью радиосвязи: Циолковский знал, что звук в безвоздушном пространстве не передается, поэтому обычным способом в космосе не поговоришь, и для обмена информацией необходимы радиочастоты и соответствующие прибора для преобразования сигналов.
Другая пророческая идея фильма — это запуск в космос животных. Циолковский правильно предположил, что до того, как Землю покинет человек, сначала это не раз сделают животные, чтобы ученые получили необходимый объем наблюдений за живыми организмами, и сделали все, чтобы максимально обезопасить человека.
Константин Эдуардович не дожил до премьеры фильма, состоявшейся 21 января 1936 года, всего лишь четырех месяцев. Кинокартина считается одним из самых выдающихся научно-фантастических фильмов довоенного периода. Во многом она стала действительно пророческой. Конечно, некоторые моменты в фильме выглядят сейчас забавными и наивными. Такие, как, например, сбор чемодана с укладыванием теплых вещей перед полетом в космос. Или отсутствие всякой предполетной подготовки покорителей космоса, включая их тщательный отбор, прежде всего, по медицинским показаниям. Хотя вместе с тем режиссер Василий Журавлев, возражая в упомянутой выше передаче «Очевидное — невероятное» на замечание о неправдоподобности сюжета (кто хочет на Луну? Ты, мальчик, хочешь? Ну, полетели), отметил, что это было сделано специально: таков был замысел — создать легкую атмосферу, показать советским людям, что в таких полетах нет ничего страшного.
Но в любом случае возможные неправдоподобные эпизоды в фильме меркнут по сравнению с огромным количеством предвосхищенных деталей реального полета в космос.
Кинокартина «Космический рейс», в создании которой Циолковский принял участие под самый занавес жизни, во многом подвела черту под многолетними изысканиями ученого, засвидетельствовав его исключительный талант как исследователя и мыслителя, намного опередившего свое время.
Комментарии