Репетиторство — один из распространённых способов заработка для студентов. Но некоторые люди решают связать с таким видом преподавания свою жизнь и после окончания университета. Отсюда возникает вопрос: «Нужно ли репетитору иметь образование или достаточно только углублённого знания преподаваемого предмета?» Мнения по этому вопросу разнятся как у репетиторов, так и у родителей.
Рашит Мирзялалов, репетитор по математике и информатике, считает, что наличие высшего образования не является основным критерием для репетитора, главное — умение доносить свою мысль до учеников.
Ты должен быть для них другом, общаться с ними, но при этом помнить об их успеваемости. Важно с первого занятия найти общий язык с ребёнком, чтобы и ему, и тебе было интересно заниматься. По своему опыту могу сказать, что ученикам интересно слушать истории о том, как я сам сдавал ОГЭ и ЕГЭ. Это придаёт им силы и мотивацию,
— отмечает Рашит.
Один из решающих факторов при выборе репетитора, по мнению Рашита, — это отзывы. Именно на них родители обращают внимание в первую очередь.
Ученикам не важно, какой у тебя диплом и есть ли он вообще. Для них важнее то, как ты с ними общаешься.
Иное мнение высказывает учитель русского языка, литературы и функциональной грамотности школы «Артека» Анна Изохова:
Я считаю, что репетитору необходимо иметь высшее образование по тому предмету, который он преподаёт, так как, чтобы эффективно работать с учениками, необходимо не только отличное знание предмета, но и методики его преподавания, а также умение выстраивать отношения с ребёнком и его родителем. А такие знания возможно комплексно получить при обучении в университете.
Однако Анна Сергеевна отмечает, что была бы не против занятий с педагогом, который сведущ в своей области преподавания благодаря наличию множества сертификатов о прохождении различного рода обучений, полученных, к примеру, в виде переквалификации. Из личных наблюдений Анна заметила, что дети в первую очередь ценят доброе отношение и, конечно, компетентность в разрешении тех сложностей по предмету, которые у них возникают.
Как мне кажется, дети часто выбирают репетитора случайно, ориентируясь только на опыт и личную симпатию. Возможно, обращают внимание на место работы, возраст, стиль, на умение ориентироваться в трендах культуры и моды,
— говорит Анна.
Как мы видим, у репетиторов нет единого мнения о необходимости наличия образования. Зато оба репетитора считают, что важную роль играет отношение к ученикам и умение найти с ними общий язык. Мнения родителей по данному вопросу тоже неоднозначны.
Анастасия считает, что репетитору необходимо иметь высшее педагогическое образование по предмету, который он преподаёт:
Это важно, потому что базу теоретических знаний по взаимодействию, коммуникации с детьми, основам предмета репетитор получает из структурированных знаний, которые преподают в университете. Но это не говорит о хорошей квалификации репетитора. Это говорит о том, что репетитор осознанно подошёл к базе знаний понравившейся ему профессии.
Также Анастасия отметила, что репетитор может получить и среднее специальное образование по профессии учителя-предметника, но в дальнейшем будет проходить курсы повышения квалификации и совершенствовать свои знания, так как стандарты образования детей со временем меняются и усовершенствуются. Анастасия выделила следующие критерии, по которым она выбирает репетитора: наличие образования и частота прохождения курсов повышения квалификации, стаж работы, структура занятий, грамотность репетитора, умение и заинтересованность найти общий контакт с родителем, включенность в проблему ребёнка, стоимость занятия.
Мнение Натальи по данному вопросу отличается от предыдущего.
На мой взгляд, требование к высшему образованию формируется из целей, которые преследует родитель, с учётом особенностей ребенка. Если ребенок с особенностями развития или здоровья, то, на мой взгляд, нужен специалист с соответствующим образованием и опытом, чтобы обучение было эффективным. Если цель — помочь ребенку в освоении учебной программы, повысить мотивацию, — то, на мой взгляд, важно не высшее образование, а возраст и навыки репетитора. Мотивацию формирует именно репетитор своей манерой общения, подачей материалов, общением на «одной волне» с ребенком, отсутствием шаблонного мышления и подхода,
— считает Наталья. Для неё при выборе репетитора ключевыми являются возраст и портфолио педагога.
У родителей тоже нет единого мнения о наличии образования у репетитора. Но для родителей, как и для репетиторов, важно умение найти общий язык с ребёнком и заинтересованность в занятиях.
Хочется отметить, что в законодательстве не говорится о необходимости наличия образования у репетитора. Однако, чтобы легально заниматься образовательной деятельность, репетитору необходимо получить статус самозанятого или ИП. Согласно п. 1 ст. 21 № 273-ФЗ, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. Следовательно, чтобы осуществлять образовательную деятельность и иметь права и обязанности педагогического работника, репетитор должен зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем или иметь статус самозанятого.
Комментарии