19 сентября на заседании регионального правительства министр финансов Калужской области Валентина Авдеева доложила об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Калужской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Калужской области на предстоящий трехлетний период являются базой для формирования областного бюджета на 2023–2025 годы и определяют стратегию действий Правительства Калужской области в части доходов, расходов бюджета и межбюджетных отношений.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики на 2023–2025 годы являются: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Калужской области; укрепление доходной базы консолидированного бюджета области за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов; поддержка наиболее пострадавших отраслей экономики вследствие введения иностранными государствами санкционных мер; безусловное исполнение всех социально значимых обязательств государства и стратегическая приоритизация расходов бюджета, направленных на достижение целевых показателей нацпроектов, а также результатов входящих в их состав региональных проектов; проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных областных налоговых льгот и преференций.
А также: поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и обеспечение стабильных налоговых условий для ведения предпринимательской деятельности; продолжение реализации механизма инициативного бюджетирования, расширение его практик, в том числе молодежного направления, в целях прямого вовлечения граждан в решение приоритетных социальных проблем местного значения; обеспечение высокого уровня открытости и прозрачности бюджетного процесса в Калужской области и высокого качества управления региональными финансами.
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Калужской области на предстоящий трехлетний период являются:
— формирование реалистичного прогноза поступления доходов с учетом влияния внешних санкционных ограничений на экономическую ситуацию;
— улучшение администрирования доходов с целью достижения объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Калужской области;
— повышение эффективности мер, направленных на расширение налоговой базы по имущественным налогам;
— финансовое обеспечение реализации приоритетных для Калужской области задач, достижение показателей результативности, установленных национальными проектами, государственными программами и входящими в их состав региональными проектами;
— обеспечение сохранения на достигнутом уровне целевых показателей, установленных «майскими» Указами Президента Российской Федерации, в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы;
— формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе
с учетом их приоритизации, оптимизации и эффективности исполнения;
— сокращение невостребованных и необеспеченных контрактами расходов в целях обеспечения сбалансированности бюджета и повышения финансовой дисциплины органов государственной власти Калужской области;
— укрепление системы здравоохранения, в том числе путем модернизации первичного звена и привлечения медицинских кадров;
— совершенствование финансовой поддержки семей с детьми в целях усиления ее адресности и стабилизации демографической ситуации;
— обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам;
— повышение доступности образования путем создания новых мест в дошкольных и общеобразовательных организациях, в том числе с применением механизма государственно-частного партнерства;
— развитие центра повышения квалификации кадров среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»;
— укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
— развитие туризма в малых городах и сельского туризма;
— реализация новых инвестиционных и инфраструктурных проектов;
— реализация мероприятий по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения, развитию мелиоративного и агропромышленного комплекса;
— реализация мероприятий по формированию современной городской среды и комплексному развитию сельских территорий;
— развитие межбюджетных отношений, направленное на поддержание устойчивого исполнения и сбалансированности местных бюджетов;
— усиление стимулирующей роли межбюджетных отношений, в том числе в части повышения заинтересованности муниципальных образований в содействии развитию экономики территорий и формированию устойчивой собственной доходной базы;
— проведение взвешенной долговой политики с учетом сохранения оптимального уровня долговой нагрузки на областной бюджет и ее равномерного распределения по годам;
— обеспечение высокого уровня открытости, прозрачности и публичности процесса управления государственными финансами Калужской области, сохранение достигнутых позиций в рейтингах по уровню открытости бюджетных данных и качеству управления региональными финансами.
Формирование проекта областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будет осуществляться следующим образом.
Прогноз доходов и расходов формируется на основе показателей Прогноза социально-экономического развития области на предстоящий трехлетний период и действующего налогового и бюджетного законодательства с учетом планируемых изменений.
Формирование расходной части областного бюджета осуществляется исходя из необходимости решения задач, достижения целей и целевых показателей национальных проектов, а также результатов входящих в их состав региональных проектов.
Расходы за счет федеральных трансфертов прогнозируются по проекту федерального бюджета на 2023–2025 годы. Объемы софинансирования будут определяться с учетом предельных уровней софинансирования расходных обязательств из федерального бюджета, установленных для Калужской области на федеральном уровне.
Средства областного бюджета, высвобождаемые в результате реструктуризации бюджетных кредитов, будут направлены на финансирование объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Продолжится направление средств инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов.
Ассигнования на оплату труда работников государственных учреждений будут рассчитываться исходя из необходимости сохранения целевых показателей, установленных «майскими» указами Президента Российской Федерации, на достигнутом уровне.
По мерам социальной поддержки, которые отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, учитывается ежегодная индексация:
с 1 февраля на прогнозируемый уровень инфляции, определенный на федеральном уровне, — в 2023 году — 6,1 процента, в 2024–2025 годах — по 4 процента.
Стипендиальный фонд для обучающихся в государственных организациях профессионального образования рассчитывается с ежегодным ростом
с 1 сентября на прогнозируемый уровень инфляции, определенный на федеральном уровне, — в 2023 году –6,1 процента, в 2024–2025 годах — по 4 процента.
Расходы на дорожное хозяйство планируются в соответствии с областным законом о дорожном фонде.
Бюджетные инвестиции предлагается планировать с учетом:
— обеспечения в полном объеме пусковых строек и объектов;
— необходимости направления средств на финансирование объектов, софинансируемых из федерального бюджета.
Бюджетные ассигнования на оплату коммунальных услуг на 2023–2025 годы рассчитываются исходя из планируемой индексации регулируемых цен и тарифов на продукцию (услуги) отраслей инфраструктурного сектора.
При планировании межбюджетных трансфертов будет учитываться необходимость решения приоритетных задач социально-экономического развития Калужской области, повышения самостоятельности органов местного самоуправления и развития инициативного бюджетирования.
Сохранится политика по замене большей части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Кроме того, будут предусмотрены межбюджетные трансферты стимулирующего характера.
Для создания условий, обеспечивающих предсказуемость, прозрачность и стабильность предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам, планируется распределение Законом об областном бюджете на 2023–2025 годы всех межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством.
С учетом принципа сбалансированности бюджета могут быть изменены предварительные индексы и средства на реализацию расходных обязательств.
Подходы к формированию проекта областного бюджета могут быть скорректированы в соответствии с принятым на федеральном уровне механизмом реализации национальных проектов, до прогнозируемого уровня инфляции за текущий год с учетом имеющихся бюджетных ресурсов, а также в случае изменения условий формирования бюджета на федеральном уровне.
У нас есть и второстепенные задачи. К ним надо относиться очень взвешено. Мы должны пройти этот важный непростой период, не потеряв темпов и сохранив устойчивость нашей экономики,
— сказал губернатор.
Комментарии